Что влияет на внимание водителя?

Авторы: Подина К.В., Микулич Е.М., Ященко Р.В., Комаров Д.Ю. (Волгоградский Государственный Технический Университет)

Безаварийная дорожная обстановка определяется множеством факторов, немаловажным из которых является внимание водителя. Наши друзья, студенты автотранспортного факультета ВолгГТУ, решили найти ответ на вопрос – какие факторы влияют на внимание водителя? И они их нашли!

Изучение внимания в психологии систематически ведется с конца XIX века. Сущность, причины его возникновения, динамика протекания процесса сегодня трактуются специалистами с разных позиций. Некоторые из них определяют внимание как зависимый, лишенный права на самостоятельное существование, психический процесс. Тем не менее, открытия в психофизиологии позволяют утверждать обратное – внимание представляет собой некое независимое психическое образование, находящееся в общем перечне психических явлений. Помимо фундаментальных исследований феномен внимания также рассматривается в ряде отраслей психологической науки: психологии труда, психологии профессиональной деятельности, инженерной психологии. Полученные данные способствуют решению прикладных задач в таких профессиях, где человек сталкивается с частыми и внезапными изменениями психического состояния. Характерным примером может служить профессиональная деятельность водителей автомобильного транспорта, в которой постоянно присутствует риск совершения ДТП.

В настоящее время в психологии существует множество определений понятия «внимания». Обобщая их, можно заключить, что внимание – это четкое и ясное представление человека о том, что он делает или воспринимает, одновременно выделяя свойства и качества одних объектов и отвлекаясь от всех остальных. Немаловажную роль играет психическое и физическое состояния человека. Кроме того, внимание имеет такие качества, как устойчивость, концентрация, объем, распределение и переключение, которые в различной степени могут проявляться в профессиональной деятельности водителя. Всё зависит от его индивидуальных особенностей и условий дорожной обстановки.

На примере исследований реакций водителя автомобильного транспорта на внешние раздражители установлено, что внимание является важнейшей психофизиологической характеристикой, оценивающей его способность сосредотачивать сознание на определенных объектах или явлениях с одновременным отвлечением от остальных.

Недостаточность исследовательской базы в изучении роли отдельных качеств внимания в деятельности водителя не позволяет точно определить его критерии, где водитель внимателен и следит за дорогой, а где отвлекается на посторонние действия. Например, данные о состоянии невнимательности водителя в конкретной аварийной обстановке, поскольку это очень сложно определить.

Для таких целей существуют специальные методики, фиксирующие уровень объёма и концентрации внимания, такие как «Корректурная проба» и «Методика расстановки чисел». По данным методикам был проведен эксперимент исследователями Тверской Государственной Сельскохозяйственной Академии. Суть эксперимента состояла в том, что в процессе вождения на жёлтом сигнале светофора перед включением зелёного света подавался определённый раздражитель, и в протокол обследования фиксировалось отвлечение от дороги и время концентрации после действия раздражителя.

Полученные после обработки результаты показали, что у 90% человек, прошедших тестирование по методике «Корректурная проба», выявлен высокий показатель концентрации и объёма внимания. По результатам методики «Расстановка чисел» у 93% участвующих в эксперименте наблюдался очень низкий уровень распределения внимания. Из чего был сделан вывод, что в данном эксперименте все обучаемые в полном объёме отвлекаются от происходящего на дороге.

Также проводятся эксперименты, целью которых является изучение влияния разговора по мобильному телефону на концентрацию внимания водителя. В одном из таких экспериментов приняли участие 10 журналистов автомобильных и специализированных СМИ. Результаты исследований показали, что у 9 водителей из 10 ослабляется контроль слежения за дорожной обстановкой при одновременном ведении машины и разговоре по мобильному телефону, обусловленный снижением функции внешнего внимания. В среднем внимание водителя снижается примерно через 50 секунд после начала разговора по телефону. По окончании разговора концентрация внимания на управлении автомобилем восстанавливается не сразу, а через определенное время. В среднем через 1–2 секунды.

Гарнитура hands-free, позволяющая водителю разговаривать по мобильному телефону «без использования рук», не снижает риск переключения внимания водителя с управления автомобилем на разговор по мобильному телефону. Это объясняется личностными психофизиологическими качествами и опытом управления автомобилем.

Авторами статьи также был проведен эксперимент, целью которого являлось изучение снижения продуктивности внимания человека под действием различных отвлекающих факторов. Подобно тому, как опытный водитель автоматически выполняет действия с органами управления автомобилем, опытный игрок компьютерных игр автоматически выполняет манипуляции с устройствами управления персональным компьютером, т.е. для обоих видов деятельности необходимо комплексное внимание, основанное на высоких значениях его качеств. Результат продуктивности внимания в данном случае – набранное количество очков, автоматически подсчитанное компьютером в конце игры. Поскольку оценить факторы, свидетельствующие о снижении внимания человека достаточно сложно – количество допущенных ошибок человеком, движение зрачка в сторону раздражителя, время прохождения задания являются характеристиками отдельных качеств внимания, таких как интенсивность и устойчивость. В данном случае, увеличение количества допущенных ошибок может быть результатом, отдельно, как снижения интенсивности внимания (например, необходимой при движении на скользкой поверхности, в темное время суток, на участках дороги с большой интенсивностью движения) или его устойчивости (наоборот, при движении на ровном благоприятном участке дороги). В данном эксперименте критерием оценки организации усилий по активизации внимания является непосредственный результат деятельности – набранные баллы. Экспериментальные данные были получены следующим образом: количество потерянных баллов при действии каждого раздражителя в отдельности на каждого игрока было суммировано, общее количество баллов, потерянное всеми игроками было принято за 100%. В соответствии с этим были определены доли действия каждого фактора в перечне общих потерянных баллов, представленных на рисунке ниже.

Факторы, влияющие на продуктивность внимания водителя

По результатам проведенного исследования было установлено, что отвлекающими внимание факторами являются: внешние помехи (действия, происходящие в непосредственной близости от человека, но не требующие от него участия и реакции), настройка аппаратуры, наличие другого человека поблизости (пассажира), ведение разговора с ним, наличие движущегося поблизости объекта, еда, питье во время движения, разговор по телефону, курение, прослушивание музыки в процессе движения, попытка схватить движущийся предмет. Все вышеперечисленные факторы значительно снижали количество набранных очков компьютерными игроками.

Также авторами статьи был проведен опрос среди водителей ГУП Волгоградская областная автоколонна №1733 города Камышин. Интервьюер устно опрашивал респондентов с использованием вопроса закрытого типа.

Респондентам предлагалось расставить предложенные факторы в порядке уменьшения силы влияния на внимание при управлении транспортным средством. Водителям было разрешено добавлять отдельные операции, в соответствии с их большей значимостью по сравнению с предложенными. Результаты опроса отражены на следующем рисунке.

Факторы, влияющие на организацию внимания водителя

Анализ факторов, влияющих на организацию внимания водителя, показал, что большинство ДТП возникает из-за ошибок водителя. В этой связи при подготовке и повышении квалификации выпускников автошкол необходимо оценивать каждого человека на доминирующие раздражители, влияющие на качество вождения. Как бы ни были надежны транспортные средства, совершенны автомобильные дороги, правила движения и его организация, исход аварийной ситуации в подавляющем большинстве случаев зависит от действий водителя.

Команда AREGION.ru благодарит авторов статьи за проделанный труд в изучении такой не простой темы и желает им профессиональных успехов. Ждем новых полезных и интересных материалов!

 
2017 © Содержимое и оформление сайта принадлежит его владельцам.
Мы готовы защищать свои права в суде на основании закона «Об авторских и смежных правах».

Создание сайта ClickON