Тонировке автомобиля быть или не быть?

Автор: юрист и бизнес-консультант Дудин Алексей Сергеевич Дата написания: 5 мая 2011 года

По поводу тонировки стекол автомобиля постоянно идут жаркие споры. Сторонники тонировки говорят о снижении риска ослепления водителя, создании препятствий для нагрева и выгорания салона автомобиля, уменьшению риска разлета осколков стекла при аварии. Противники отмечают снижение видимости водителем проезжей части и участников дорожного движения (особенно в темное время суток и при плохих погодных условиях), приводящее к повышению риска дорожно-транспортных происшествий.

Дополнительный накал страстей в спорах сторонников и противников тонировки стекол автомобиля вызвал вступивший в силу в конце 2010 года Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, а также регулярные «антитонировочные» рейды, проводящиеся сотрудниками ГИБДД в последнее время.

Теперь большинство споров связано не с обсуждением аргументов «за» и «против» тонировки автостекол, а с тем какая тонировка подпадает под запрет и как должно происходить общение между водителем тонированного автомобиля и остановившим его сотрудником правоохранительных органов по поводу тонировки.

Для того чтобы разобраться в этих вопросах, давайте рассмотрим законодательное регулирование в этой сфере.

Тонировка стекол - нормативная база

Основными документами, определяющими допустимую степень тонировки стекол автомобиля, а также устанавливающими меры ответственности за тонировку сверх разрешенных нормативов и правила взаимодействия водителей и сотрудников ГИБДД являются:

  • Правила дорожного движения (утв. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, с учетом последующих изменений и дополнений)
  • Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 270 в редакции Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 г. № 706)
  • Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним государственной инспекций безопасности дорожного движения МВД РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880, (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 г. № 67, от 06.02.2002 г. № 83, от 07.05.2003 г. № 265, от 31.12.2005 г. № 862, от 14.02.2009 г. № 106, от 13.11.2010 г. № 908)
  • Кодекс об административных правонарушениях РФ (от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ с учетом последующих изменений и дополнений)
  • Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ
  • Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утв. Приказом МВД РФ от 02.03.2009 г. № 185, зарегистрированным в Минюсте РФ 18.06.2009 г. за № 14112, в редакции Приказа МВД РФ от 31.12.2009 г. № 1023)

Закон и тонировка

В соответствии с пунктом 3.5.2. Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) автомобиля должно составлять не менее 70 процентов. Кроме того, в соответствии с пунктом 3.5.3. указанного регламента допускается крепление в верхней части ветрового стекла транспортных средств категорий М1, М2, N1 полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм, а на транспортных средствах категорий М3, N2, и N3 - шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. При этом требования к светопропусканию, установленные в пункте 3.5.2. транспортными средствами категорий М1, М2, N1, М3, N2, и N3 должны выполняться (прим. авт. - расшифровка указанных категорий транспортных средств приведена в дополнительной информации в конце статьи).

Таким образом, если ветровое и передние боковые стекла автомобиля, а также стекла передних дверей имеют тонировку, которая обеспечивает светопропускание ниже установленного норматива, то это является нарушением требований действующего законодательства.

Ответственность за управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств предусмотрена частью 3.1. статьи 12.5. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере пятисот (500) рублей. Каких-либо других последствий законом кроме указанного штрафа для нарушителя по состоянию на 05.05.2011 г. (на момент подготовки настоящей статьи) не предусмотрено.

Нередко между сотрудником ГИБДД и водителем автомобиля с тонированными стеклами возникают споры относительно возможности задержания инспектором ГИБДД соответствующего автомобиля, запрещения его эксплуатации, а также помещения на специализированную стоянку. В подобных ситуациях водителю важно иметь ввиду, что действующая в настоящее время редакции статьи 27.13. КоАП РФ «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации» не содержит положений о возможности задержании автомобиля, запрета его эксплуатации и помещения на штрафстоянку при составлении в отношении водителя протокола об административном правонарушении по части 3.1. статьи 12.5 КоАП РФ. Также указанная статья КоАП РФ не содержит положений о том, что государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации автомобиля. Ситуация изменится с 01.07.2012 года, когда вступят в силу изменения, внесенные в статью 27.13 КоАП РФ пунктом 17 статьи 3 Федерального закона от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанные изменения после вступления их в силу дадут сотрудникам ГИБДД полномочия по запрещению эксплуатации автомобиля с излишней тонировкой и снятию государственных регистрационных знаков до момента устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

Проверка соответствия тонировки стекол автомобиля нормативным требованиям проводится в ходе государственного технического осмотра автомобиля. Подтверждением этого является содержание подпунктов «а» и «в» пункта 2 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним государственной инспекций безопасности дорожного движения МВД РФ закрепляющие, что к основным задачам, решаемым в ходе технического осмотра относится проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств.

Помимо государственного технического осмотра автомобиля проверка соответствия тонировки стекол автомобиля нормативным требованиям может быть произведена также и в процессе эксплуатации автомобиля. Такой вывод вытекает из положений Кодекса об административных правонарушениях РФ, Федерального закона «О полиции», а также Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями части 1 статьи 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно положениям, закрепленным в части 1 статьи 23.3 КоАП РФ, право рассмотрения дел по административным правонарушениям, предусмотренным частью 3.1. статьи 12.5 КоАП РФ принадлежит органам внутренних дел (полиции). Указанные положения кодекса дают право сотрудникам ГИБДД составлять протоколы об административных правонарушениях по части 3.1. статьи 12.5. А вот рассматривать дела по данным нарушениям, в соответствии с положениями пункта 5 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ от имени органов внутренних дел (полиции) могут осуществлять следующие должностные лица: начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель. Таким образом, если рядовой сотрудник ГИБДД, не входящий в число указанных должностных лиц, выписывает и вручает водителю постановление-квитанцию об уплате штрафа, то данное действие совершается им с превышением полномочий.

Для составления протокола сотрудник ГИБДД должен остановить автомобиль, стекла которого имеют меньшую степень светопропускания, нежели чем установлено техническим регламентом.

Право на остановку транспортных средств сотрудникам полиции предоставлено пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции». Основанием для остановки транспортного средства согласно положениям пункта 63 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения помимо прочего могут быть:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения

Безусловно, установить «на глазок» несоответствие тонировки стекол автомобиля нормативным требованиям сотрудник ГИБДД не вправе. Он может лишь обратить внимание на визуально заметные признаки, которые могут свидетельствовать о возможном нарушении нормативных требований по тонировке и остановить соответствующий автомобиль. А для того, чтобы предположения сотрудника ГИБДД об имеющемся нарушении правил тонировки нашли свое подтверждение, должны быть произведены измерения степени светопропускания стекол автомобиля специальным прибором, именуемым тауметром.

Измерение тонировки авто стекла

Измерение степени светопропускания стекол автомобиля, является процессом получения доказательств по делу об административном правонарушении, в связи с чем, должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих действия сотрудников ГИБДД.

Водителю, чей тонированный автомобиль остановил сотрудник ГИБДД для проверки степени светопропускания стекол, важно учитывать несколько важных моментов.

Во-первых, необходимо знать, что в соответствии с положениями части 2 статьи 26.2. КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении могут быть помимо прочего установлены показаниями специальных технических средств. При этом важно помнить, что часть 3 указанно статьи КоАП РФ содержит правило, согласно которому использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Во-вторых, согласно положениям пункта 46 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны:

  • быть сертифицированы в качестве средства измерения тонировки стекол
  • иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (хранится в подразделении)
  • применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств

Таким образом, при проведении измерений степени светопропускания стекол автомобиля, сотрудник ГИБДД должен:

  • пользоваться для измерений тонировки сертифицированным прибором, с пломбой (целостность которой не нарушена) лица, проводившего поверку прибора и действующим (т.е. не просроченным) свидетельством о поверке на данный прибор
  • располагать инструкцией и методическими указаниями о порядке использования прибора и проведения с его помощью измерений тонировки стекол автомобиля
  • четко и неукоснительно следовать при проведении измерений требованиям, содержащимся в инструкции и методических указаний к прибору (в которых указывается перечень условий (температура и влажность воздуха, наличие осадков т.п.), в которых обеспечивается корректная работа прибора)

В том случае, если сотрудник ГИБДД нарушает установленный законом порядок проведения измерений светопропускной способности тонированого автостекла, полученные результаты измерений в силу упомянутых положений части 3 статьи 26.2. КоАП РФ не могут считаться законным доказательством, подтверждающим факт нарушения автолюбителем действующих норм о тонировке.

Для фиксации и последующего подтверждения факта нарушения сотрудником ГИБДД установленного порядка проведения измерений тонировки водитель может вести аудио или видеозапись процесса общения с сотрудником ГИБДД и осуществляемых им действий. По общему правилу, предусмотренному пунктом 25 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения сотрудники ГИБДД не должны препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения. Исключением могут быть случаи, когда законодательство запрещает вести соответствующий вид съемки. При наличии такового случая сотрудник ГИБДД должен сообщить участнику дорожного движения о наличии законодательно установленного запрета на проведение аудио или видеозаписи.

Помимо ведения аудио или видеозаписи в случае отступления сотрудником ГИБДД от установленного порядка проведения измерений тонировки водителю важно внимательно прочитать протокол, убедиться в полноте и верности указанных в нем сведений (о том когда, кем составлен протокол, при помощи какого прибора и в каких условиях проведены измерения тонировки) и отсутствии незаполненных граф (например, графы «Сведения о свидетелях и потерпевших», куда в дальнейшем могут быть внесены дополнительные сведения недобросовестным сотрудником ГИБДД). Также в составленном протоколе об административном правонарушении важно отразить свое несогласие с ним и кратко указать основные причины своего несогласия. Например, это может быть запись в графе протокола «Объяснения и замечания по содержанию протокола» в виде следующей формулировки: «С составленным протоколом не согласен. При проведении измерений тонировки стекол, сотрудником ГИБДД несмотря на мою просьбу не было представлено свидетельство о поверке прибора и инструкция к прибору о порядке его использования. Пломба о поверке на приборе отсутствовала. Измерения тонировки проводились в следующих погодных условиях: дождь, температура около - 15º C. Таким образом, отсутствует подтверждение того, что измерения тонировки проведены надлежащим образом».

В дополнение к этому, водителю в ряде случаев имеет смысл подготовить и направить в орган ГИБДД, сотрудником которого составлен протокол об административном правонарушении, более подробные письменные возражения относительно «тонировочного» протокола.

Обжалование «тонировочных» постановлений

Если в отношении вас вынесено постановление об административном правонарушении без предшествующих этому измерений степени светопропускания стекол вашего автомобиля, либо если вы не согласны с результатами измерений, либо если постановление вынесено должностным лицом, которое не имеет на то полномочий, то вы имеете полное право оспорить соответствующий документ.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Подать жалобу можно либо вышестоящему должностному лицу органов ГИБДД, либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Для автолюбителя, как правило, лучший эффект дает судебное обжалование.

Для того, чтобы оспорить постановление по делу об административном правонарушении в судебном порядке, необходимо составить жалобу в виде письменного документа и отнести ее в канцелярию соответствующего районного суда, либо отправить ее в суд по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Госпошлину платить не требуется. В соответствии с положениями части 5 статьи 30.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ и подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ граждане и организации освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче в суд жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях. Подавая жалобу в суд на постановление об административном правонарушении важно убедиться, что подготовленный документ содержит:

  • наименование суда, в который она подается
  • сведения о подателе жалобы - Ф.И.О., адрес регистрации, контактный телефон
  • наименование документа, т.е. слова «жалоба на постановление об административном правонарушении» и т.п.
  • достаточно подробное описание всех фактических обстоятельств дела (кто, когда, где, каким образом определил наличие нарушения требований действующего законодательства о степени светопропускания стекол автомобиля)
  • указание на то обстоятельство, что податель жалобы не согласен с вынесенным в отношении него постановлением об административном правонарушении и считает его незаконным и необоснованным
  • описание допущенных сотрудниками ГИБДД нарушений при сборе доказательств по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности
  • требование об отмене вынесенного в отношении подателя жалобы постановления об административном правонарушении и прекращении производства по делу об административном правонарушении
  • список прилагаемых к жалобе документов (если таковые имеются)
  • личную подпись подателя жалобы и ее расшифровку
  • дату составления жалобы

В соответствии с положениями части 1.1. статьи 30.5. КоАП РФ, рассмотрение жалобы по делу об административном правонарушении должно быть осуществлено судом в двухмесячный срок со дня ее поступления в суд со всеми материалами дела.

В том случае, если автолюбитель хочет пойти по пути административного, а не судебного обжалования тонировочного протокола, то описанный выше порядок подачи жалобы будет аналогичным. Разница будет заключаться только в том, что жалоба адресуется не в суд, а вышестоящему должностному лицу органов ГИБДД. При этом жалобу можно подать как через орган, должностным лицом которого вынесено постановление, так и непосредственно в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу). Рассмотрение жалобы вышестоящим органом (вышестоящим должностным лицом) должно быть осуществлено, в соответствии с положениями части 1 статьи 30.5. КоАР РФ, в десятидневный срок со дня поступления жалобы со всеми материалами дела.

Категории транспортных средств (ТС) по классификации комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации конвенции о дорожном движении

На основании Приложения N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. к Приказам МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 с последующими изменениями и дополнениями).

Категория ТС (КВТ ЕЭК ООН): L2, L3, L4, L5, L7
Определение категории ТС (КВТ ЕЭК ООН): механические транспортные средства, имеющие менее 4 колес, рабочий объем двигателя более 50 куб. см и максимальную скорость более 50 км/ч. Механические четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (500 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки людей)
Категория (конвенция о дорожном движении): A
Определение категории ТС (конвенция о дорожном движении): мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства (трехколесные, четырехколесные (квадрациклы) мотоциклы)

Категория ТС (КВТ ЕЭК ООН): M1, M1C, N1
Определение категории ТС (КВТ ЕЭК ООН): механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя). Механические транспортные средства специального назначения, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль - дом). Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3.5 тонны (т)
Категория (конвенция о дорожном движении): B
Определение категории ТС (конвенция о дорожном движении): автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3.5 тонн и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8

Категория ТС (КВТ ЕЭК ООН): M2
Определение категории ТС (КВТ ЕЭК ООН): механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн
Категория ТС (КВТ ЕЭК ООН): M3
Определение категории ТС (КВТ ЕЭК ООН): механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых более 5 тонн
Категория (конвенция о дорожном движении): D
Определение категории ТС (конвенция о дорожном движении): автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя

Категория ТС (КВТ ЕЭК ООН): N2
Определение категории ТС (КВТ ЕЭК ООН): механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3.5 тонн, но не превышает 12 тонн
Категория ТС (КВТ ЕЭК ООН): N3
Определение категории ТС (КВТ ЕЭК ООН): механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 12 тонн
Категория (конвенция о дорожном движении): C
Определение категории ТС (конвенция о дорожном движении): автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых не превышает 3.5 тонн

Категория ТС (КВТ ЕЭК ООН): O1
Определение категории ТС (КВТ ЕЭК ООН): Прицепы, максимальная масса которых не превышает 0.75 тонн
Категория ТС (КВТ ЕЭК ООН): O2
Определение категории ТС (КВТ ЕЭК ООН): Прицепы, максимальная масса которых более 0.75 тонн, но не превышает 3.5 тонн
Категория ТС (КВТ ЕЭК ООН): O3
Определение категории ТС (КВТ ЕЭК ООН): Прицепы (полуприцепы), максимальная масса которых более 3.5 тонн, но не превышает 10 тонн
Категория ТС (КВТ ЕЭК ООН): O4
Определение категории ТС (КВТ ЕЭК ООН): Прицепы (полуприцепы), максимальная масса которых более 10 тонн
Категория (конвенция о дорожном движении): -
Определение категории ТС (конвенция о дорожном движении): прицепы, полуприцепы

 
2017 © Содержимое и оформление сайта принадлежит его владельцам.
Мы готовы защищать свои права в суде на основании закона «Об авторских и смежных правах».

Создание сайта ClickON